пятница, 8 февраля 2013 г.

Параджанов



Взято с http://left-liberal-il.livejournal.com/308747.html?view=comments
Нам_уютно
savta_le пишет в left_liberal_il
Иногда в самых неожиданных местах находишь тексты такой обобщающей силы, что грех не процитировать их в политическом сообществе.
Привожу выдержки из поста о Сергее Параджанове в сообществе drugoe_kino.

26 апреля кинокомпания "Централ партнершип" объявила о создании фильма о  Сергее Параджанове. Режиссер фильма - Анна Меликян, кинорежиссера  сыграет Сергей Газаров.  Фильмом о С.Параджанове запускается кинопроект о  возрождении созидательного потенциала 70-летнего исторического  эксперимента под названием СССР.

Работа над фильмом начнется  осенью, а в 2011 году пройдут съемки в Киеве, Тбилиси, Москве, Ереване,  Париже и Роттердаме. Но не в Баку, где в 1988 году великий режиссер снял  свой лучший фильм "Ашиг Кериб". На презентации в Доме кино в 1989 году  он назовет этот фильм своим завещанием. Войдет ли история создания этого  фильма в картину Анны Меликян?

Причиной создания "Ашига"  послужила история 1987 года, когда С. Параджанова приглашают в Ереван на  премьеру фильма о "геноциде". Реки красной краски, в которой плавают  печальные головы с усами и без. Картину "Мхитар Спарапет" (киностудия  "Арменфильм") изготовили на экспорт, "победное" шествие по экранам мира  остановил тогда С.Параджанов, назвав фильм национальным позором.  Официальный Ереван отреагировал быстро - враг. Мастер добавил масла в  огонь. На вопрос: "Над чем работаете?" ответил: "Над фильмом о  Пиросмани. Английская королева заказала этот фильм, ее жутко интересует,  был ли Пиросмани грузином или все-таки армянином, как меня здесь, в  Ереване, пытаются убедить".

Глухая неприязнь к пересмешнику  вскоре перешла в открытую ненависть. На митингах в Ереване в 1988 году с  требованиями присоединения Карабаха стали сжигать фотографии мастера,  как только узнали о съемках фильма в Шеки и Баку. Ни  одна сказка в мире не удостоилась такой чести - фото режиссера сжигали  на том основании, что армянин снимает азербайджанскую сказку. Да еще  снимает во враждебном городе в разгар митинговых страстей в Армении. Не  только поэтому был предан анафеме, что сказка и актеры азербайджанские и  фильм озвучен на "вражеском" языке. Мастер снял фильм о восприятии  истории солнечными городами Тбилиси и Баку.

Создание "Ашиг Кериб"  со стороны мастера - акт гражданского мужества и настоящего  патриотизма. На презентации мастер настаивал на том, что фильм - его  завещание, и что это плод совместного труда армянина и  композитора-азербайджанца Джаваншира Кулиева.

Эта сказка - изящная ирония  над дамой, полной самомнения - историей. Это фильм об  альтернативной истории и мире, где главная фигура - влюбленный мечтатель  и путник, а не Тамерлан и прочие "творцы истории".

Мастеру и азербайджанским актерам работалось друг с  другом весело и азартно. Возникло ощущение общего ответа событиям  горячим, кровавым. Карабах уже полыхал вовсю и превратился в вотчину  полевых командиров. Они управляли событиями и требовали абсолютного  подчинения. Ашиг Кериб же независим от времени и строит себя, свою семью  и свой дом с убежденностью внепартийного лидера.

В нем нет страха перед  историей, ему наплевать на митинги, где сжигают его фото. Такие люди во  время войны выполняют особо важную миссию. Не забывать о главном - как  стать участником карнавала. Не случайно в команду мастер набирает  грузин, армян, азербайджанцев, украинцев. "Ашиг" бросает вызов истории,  не желающей услышать ашига. Использовать - да, увидеть и услышать - нет. 

В то время, когда шла работа, карабахский  конфликт только раскручивался, пролилась первая кровь, и под  аккомпанемент войны он снимал, как он сам говорил, фильм о любви. В  Ереване демонстранты сожгли фотографию Параджанова за то, что он снимает  "мусульманский" фильм". Мастер резвился: "Да, я снимал в Баку, но ведь  сказку. У них очень киношная крепость". Восторженный прием в Баку и истерическая  реакция в Ереване: мы тут взываем к мести, скорбим сутками, "Миацум" с  утра до вечера, а он снимает в Баку азербайджанскую сказку.

Дж. Кулиев: "Мы в Тбилиси монтируем фильм, из Еревана  привезли новую книгу о "геноциде". Мастер бросает книгу в мусорное  ведро. "Мне такие книги не привозите", - в голосе возмущение. Упорство, с  которым раз за разом ему преподносят книги о "геноциде", мастер  воспринял как еще одно подтверждение актуальности "Ашига Кериба".

Фильм настаивает на праве  армянина на жизнерадостном восприятии истории. Какой бы дикостью это ни  показалось кому-то в Ереване. Укротить смогли только после  смерти. Есть такое слово "окоротить". Мастера окоротили. Задача -  нейтрализовать великую силу сказочника. Уничтожить дом мастера - кузницу  новых кадров сказочников. Вывезли из его тбилисского дома на улице Котэ  Месхи в Ереван все имущество мастера: архив, картины, подарки, его  работы и все, что он собирал у мастеров со всего мира, там было много  работ и шекинских, и бакинских мастеров, художников и ремесленников. В  Ереване открыли музей тому, чье фото здесь сжигали на митингах 1989  года. Тогда зачем музей? Еревану мастер не нужен. Но даже память о  мастере-пересмешнике в Тбилиси или другом городе опасна. Память следует  приручить.

Опасна память о С. Параджанове, как единственном  художнике, осмелившемся публично дать пощечину шовинизму на пике  митинговых страстей в Ереване. Еще опаснее память об обаятельном  разрушителе мифов, считающем свой официально не разрешенный патриотизм  миссией, спасением, мостом в будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий