Иногда в самых неожиданных местах находишь тексты такой обобщающей силы, что грех не процитировать их в политическом сообществе.
Привожу выдержки из поста о Сергее Параджанове в сообществе drugoe_kino.
26 апреля кинокомпания "Централ партнершип" объявила о создании фильма о Сергее Параджанове. Режиссер фильма - Анна Меликян, кинорежиссера сыграет Сергей Газаров. Фильмом о С.Параджанове запускается кинопроект о возрождении созидательного потенциала 70-летнего исторического эксперимента под названием СССР.
Работа над фильмом начнется осенью, а в 2011 году пройдут съемки в Киеве, Тбилиси, Москве, Ереване, Париже и Роттердаме. Но не в Баку, где в 1988 году великий режиссер снял свой лучший фильм "Ашиг Кериб". На презентации в Доме кино в 1989 году он назовет этот фильм своим завещанием. Войдет ли история создания этого фильма в картину Анны Меликян?
Причиной создания "Ашига" послужила история 1987 года, когда С. Параджанова приглашают в Ереван на премьеру фильма о "геноциде". Реки красной краски, в которой плавают печальные головы с усами и без. Картину "Мхитар Спарапет" (киностудия "Арменфильм") изготовили на экспорт, "победное" шествие по экранам мира остановил тогда С.Параджанов, назвав фильм национальным позором. Официальный Ереван отреагировал быстро - враг. Мастер добавил масла в огонь. На вопрос: "Над чем работаете?" ответил: "Над фильмом о Пиросмани. Английская королева заказала этот фильм, ее жутко интересует, был ли Пиросмани грузином или все-таки армянином, как меня здесь, в Ереване, пытаются убедить".
Глухая неприязнь к пересмешнику вскоре перешла в открытую ненависть. На митингах в Ереване в 1988 году с требованиями присоединения Карабаха стали сжигать фотографии мастера, как только узнали о съемках фильма в Шеки и Баку. Ни одна сказка в мире не удостоилась такой чести - фото режиссера сжигали на том основании, что армянин снимает азербайджанскую сказку. Да еще снимает во враждебном городе в разгар митинговых страстей в Армении. Не только поэтому был предан анафеме, что сказка и актеры азербайджанские и фильм озвучен на "вражеском" языке. Мастер снял фильм о восприятии истории солнечными городами Тбилиси и Баку.
Создание "Ашиг Кериб" со стороны мастера - акт гражданского мужества и настоящего патриотизма. На презентации мастер настаивал на том, что фильм - его завещание, и что это плод совместного труда армянина и композитора-азербайджанца Джаваншира Кулиева.
Эта сказка - изящная ирония над дамой, полной самомнения - историей. Это фильм об альтернативной истории и мире, где главная фигура - влюбленный мечтатель и путник, а не Тамерлан и прочие "творцы истории".
Мастеру и азербайджанским актерам работалось друг с другом весело и азартно. Возникло ощущение общего ответа событиям горячим, кровавым. Карабах уже полыхал вовсю и превратился в вотчину полевых командиров. Они управляли событиями и требовали абсолютного подчинения. Ашиг Кериб же независим от времени и строит себя, свою семью и свой дом с убежденностью внепартийного лидера.
В нем нет страха перед историей, ему наплевать на митинги, где сжигают его фото. Такие люди во время войны выполняют особо важную миссию. Не забывать о главном - как стать участником карнавала. Не случайно в команду мастер набирает грузин, армян, азербайджанцев, украинцев. "Ашиг" бросает вызов истории, не желающей услышать ашига. Использовать - да, увидеть и услышать - нет.
В то время, когда шла работа, карабахский конфликт только раскручивался, пролилась первая кровь, и под аккомпанемент войны он снимал, как он сам говорил, фильм о любви. В Ереване демонстранты сожгли фотографию Параджанова за то, что он снимает "мусульманский" фильм". Мастер резвился: "Да, я снимал в Баку, но ведь сказку. У них очень киношная крепость". Восторженный прием в Баку и истерическая реакция в Ереване: мы тут взываем к мести, скорбим сутками, "Миацум" с утра до вечера, а он снимает в Баку азербайджанскую сказку.
Дж. Кулиев: "Мы в Тбилиси монтируем фильм, из Еревана привезли новую книгу о "геноциде". Мастер бросает книгу в мусорное ведро. "Мне такие книги не привозите", - в голосе возмущение. Упорство, с которым раз за разом ему преподносят книги о "геноциде", мастер воспринял как еще одно подтверждение актуальности "Ашига Кериба".
Фильм настаивает на праве армянина на жизнерадостном восприятии истории. Какой бы дикостью это ни показалось кому-то в Ереване. Укротить смогли только после смерти. Есть такое слово "окоротить". Мастера окоротили. Задача - нейтрализовать великую силу сказочника. Уничтожить дом мастера - кузницу новых кадров сказочников. Вывезли из его тбилисского дома на улице Котэ Месхи в Ереван все имущество мастера: архив, картины, подарки, его работы и все, что он собирал у мастеров со всего мира, там было много работ и шекинских, и бакинских мастеров, художников и ремесленников. В Ереване открыли музей тому, чье фото здесь сжигали на митингах 1989 года. Тогда зачем музей? Еревану мастер не нужен. Но даже память о мастере-пересмешнике в Тбилиси или другом городе опасна. Память следует приручить.
Опасна память о С. Параджанове, как единственном художнике, осмелившемся публично дать пощечину шовинизму на пике митинговых страстей в Ереване. Еще опаснее память об обаятельном разрушителе мифов, считающем свой официально не разрешенный патриотизм миссией, спасением, мостом в будущее.
Привожу выдержки из поста о Сергее Параджанове в сообществе drugoe_kino.
26 апреля кинокомпания "Централ партнершип" объявила о создании фильма о Сергее Параджанове. Режиссер фильма - Анна Меликян, кинорежиссера сыграет Сергей Газаров. Фильмом о С.Параджанове запускается кинопроект о возрождении созидательного потенциала 70-летнего исторического эксперимента под названием СССР.
Работа над фильмом начнется осенью, а в 2011 году пройдут съемки в Киеве, Тбилиси, Москве, Ереване, Париже и Роттердаме. Но не в Баку, где в 1988 году великий режиссер снял свой лучший фильм "Ашиг Кериб". На презентации в Доме кино в 1989 году он назовет этот фильм своим завещанием. Войдет ли история создания этого фильма в картину Анны Меликян?
Причиной создания "Ашига" послужила история 1987 года, когда С. Параджанова приглашают в Ереван на премьеру фильма о "геноциде". Реки красной краски, в которой плавают печальные головы с усами и без. Картину "Мхитар Спарапет" (киностудия "Арменфильм") изготовили на экспорт, "победное" шествие по экранам мира остановил тогда С.Параджанов, назвав фильм национальным позором. Официальный Ереван отреагировал быстро - враг. Мастер добавил масла в огонь. На вопрос: "Над чем работаете?" ответил: "Над фильмом о Пиросмани. Английская королева заказала этот фильм, ее жутко интересует, был ли Пиросмани грузином или все-таки армянином, как меня здесь, в Ереване, пытаются убедить".
Глухая неприязнь к пересмешнику вскоре перешла в открытую ненависть. На митингах в Ереване в 1988 году с требованиями присоединения Карабаха стали сжигать фотографии мастера, как только узнали о съемках фильма в Шеки и Баку. Ни одна сказка в мире не удостоилась такой чести - фото режиссера сжигали на том основании, что армянин снимает азербайджанскую сказку. Да еще снимает во враждебном городе в разгар митинговых страстей в Армении. Не только поэтому был предан анафеме, что сказка и актеры азербайджанские и фильм озвучен на "вражеском" языке. Мастер снял фильм о восприятии истории солнечными городами Тбилиси и Баку.
Создание "Ашиг Кериб" со стороны мастера - акт гражданского мужества и настоящего патриотизма. На презентации мастер настаивал на том, что фильм - его завещание, и что это плод совместного труда армянина и композитора-азербайджанца Джаваншира Кулиева.
Эта сказка - изящная ирония над дамой, полной самомнения - историей. Это фильм об альтернативной истории и мире, где главная фигура - влюбленный мечтатель и путник, а не Тамерлан и прочие "творцы истории".
Мастеру и азербайджанским актерам работалось друг с другом весело и азартно. Возникло ощущение общего ответа событиям горячим, кровавым. Карабах уже полыхал вовсю и превратился в вотчину полевых командиров. Они управляли событиями и требовали абсолютного подчинения. Ашиг Кериб же независим от времени и строит себя, свою семью и свой дом с убежденностью внепартийного лидера.
В нем нет страха перед историей, ему наплевать на митинги, где сжигают его фото. Такие люди во время войны выполняют особо важную миссию. Не забывать о главном - как стать участником карнавала. Не случайно в команду мастер набирает грузин, армян, азербайджанцев, украинцев. "Ашиг" бросает вызов истории, не желающей услышать ашига. Использовать - да, увидеть и услышать - нет.
В то время, когда шла работа, карабахский конфликт только раскручивался, пролилась первая кровь, и под аккомпанемент войны он снимал, как он сам говорил, фильм о любви. В Ереване демонстранты сожгли фотографию Параджанова за то, что он снимает "мусульманский" фильм". Мастер резвился: "Да, я снимал в Баку, но ведь сказку. У них очень киношная крепость". Восторженный прием в Баку и истерическая реакция в Ереване: мы тут взываем к мести, скорбим сутками, "Миацум" с утра до вечера, а он снимает в Баку азербайджанскую сказку.
Дж. Кулиев: "Мы в Тбилиси монтируем фильм, из Еревана привезли новую книгу о "геноциде". Мастер бросает книгу в мусорное ведро. "Мне такие книги не привозите", - в голосе возмущение. Упорство, с которым раз за разом ему преподносят книги о "геноциде", мастер воспринял как еще одно подтверждение актуальности "Ашига Кериба".
Фильм настаивает на праве армянина на жизнерадостном восприятии истории. Какой бы дикостью это ни показалось кому-то в Ереване. Укротить смогли только после смерти. Есть такое слово "окоротить". Мастера окоротили. Задача - нейтрализовать великую силу сказочника. Уничтожить дом мастера - кузницу новых кадров сказочников. Вывезли из его тбилисского дома на улице Котэ Месхи в Ереван все имущество мастера: архив, картины, подарки, его работы и все, что он собирал у мастеров со всего мира, там было много работ и шекинских, и бакинских мастеров, художников и ремесленников. В Ереване открыли музей тому, чье фото здесь сжигали на митингах 1989 года. Тогда зачем музей? Еревану мастер не нужен. Но даже память о мастере-пересмешнике в Тбилиси или другом городе опасна. Память следует приручить.
Опасна память о С. Параджанове, как единственном художнике, осмелившемся публично дать пощечину шовинизму на пике митинговых страстей в Ереване. Еще опаснее память об обаятельном разрушителе мифов, считающем свой официально не разрешенный патриотизм миссией, спасением, мостом в будущее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий