Взято с сайта - http://tarbut.zahav.ru/cellcom/music/article.php?view=1453
В конце мая стольный град Иерусалим оккупируют люди с куклами, факелами, булавами и всевозможными музыкальными инструментами. На три недели город превратится в один большой праздник, а иерусалимцы и гости столицы перестанут ломать голову, чем занять свой досуг.
На пороге - очередной Фестиваль Израиля, уже перешагнувший полувековой рубеж. В программе его, как всегда, намешано всего много и сразу, в том числе в программе музыкальной. Однако один концерт стоит выделить особо.
Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения под управлением Мюррея Сидлина, Пражский филармонический хор и солисты исполнят музыкальную драму Defiant Requiem («Реквием непокорных») - в честь музыкантов и певцов, заключенных концлагеря Терезин. По сути, речь идет о новой трактовке «Реквиема» Верди (не случайно второе название сочинения - «Верди в Терезине»).
Автором - нет, скорее соавтором - этого необычного сочинения выступил американский дирижер Мюррей Сидлин, декан музыкальной кафедры вашингтонского Католического университета. В «Реквиеме непокорных» он соединил скорбный опус Верди с дневниками дирижера Рафаэля Шехтера - узника Терезинштадта, кинохроникой и воспоминаниями уцелевших хористов и оркестрантов. Оттого в партитуру вошли разговорные фрагменты, которые озвучат израильские актеры Сасон Габай и Йона Элиан. Им предстоит выступить от лица тех, кто участвовал в исполнении «Реквиема» в транзитном лагере перед отправкой в Освенцим.
Автором - нет, скорее соавтором - этого необычного сочинения выступил американский дирижер Мюррей Сидлин, декан музыкальной кафедры вашингтонского Католического университета. В «Реквиеме непокорных» он соединил скорбный опус Верди с дневниками дирижера Рафаэля Шехтера - узника Терезинштадта, кинохроникой и воспоминаниями уцелевших хористов и оркестрантов. Оттого в партитуру вошли разговорные фрагменты, которые озвучат израильские актеры Сасон Габай и Йона Элиан. Им предстоит выступить от лица тех, кто участвовал в исполнении «Реквиема» в транзитном лагере перед отправкой в Освенцим.
В Терезине нацисты создали образцово-показательный концентрационный лагерь. Цвету еврейской интеллигенции, собранному на этом промежуточном этапе дороги в печи Аушвица, дозволялись музицирование и самодеятельный театр. О том, что это их лебединая песнь, догадывались немногие. Может, лишь дирижер Рафаэль Шехтер, решивший воссоздать силами узников грандиозный вердиевский «Реквием», его поминальную молитву. Воссоздать вопреки всему - и многим: помимо ужасов «райского» гетто, маэстро пришлось побороться и с ортодоксами, и с сионистами, заявившими, что не к лицу евреям исполнять католическую заупокойную мессу…
Разумеется, для Шехтера это сочинение несло совсем иную смысловую нагрузку. Он хотел передать самое важное - величие и красоту человеческого духа, которые заключенным концлагеря удалось сохранить даже на пороге смерти, их смятение, ужас, мольбу. В Терезине «Реквием» прозвучал как откровение еврейской души. «Он был кодом, он говорил о конце мира и о том, что случается с теми, кто совершает зло. Даже оказавшись на краю гибели, евреи в этом хоре говорили нацистам, что Третий рейх обречен», - подчеркивает Мюррей Сидлин.
Премьера «Реквиема» в Терезинштадте состоялась в 1943 году. Для этого Рафаэлю Шехтеру пришлось организовать хор из полутора сотен певцов и четырех солистов. В гетто нашелся только клавир «Реквиема» - хоровая партитура в фортепианном сопровождении, поэтому оркестр у Шехтера отсутствовал. Реконструируя сочинение, Сидлин выстроил каждую часть так, чтобы она начиналась с вступления аккомпанирующего фортепиано. А в финале добавил соло кларнета, исполняющего еврейскую народную мелодию. К нему присоединяется скрипка, а хористы и оркестранты по одному покидают сцену, как в «Прощальной симфонии» Гайдна.
Вскоре после успешного дебюта практически все участники хора были депортированы в Освенцим. По приказу СС год спустя Шехтер создал еще один хор для исполнения «Реквиема» - на этот раз для Красного Креста, в присутствии Эйхмана и других высших чинов. Позже состоялось еще пятнадцать представлений. Это был последний триумф Рафаэля Шехтера - его отправили в Освенцим вместе с несколькими музыкантами. Все они были уничтожены нацистами сразу по прибытии. Лишь трем певцам терезинского хора - Эдгару Красе, Марианке Задиков-Май и Еве Роцек - удалось выжить. Их интервью демонстрируются на экране во время исполнения «Реквиема непокорных».
Музыкальная драма Мюррея Сидлина впервые была исполнена в 2006 году в США. «Я хотел рассказать о невоспетом герое, Рафаэле Шехтере, который был страстным дирижером, рисковым человеком, которого музыка побудила служить гуманизму. В мире много музыкантов, которые всецело посвятили свои жизни музыке, однако никто из них не способен прочувствовать это так, как обреченный узник», - говорит Мюррей Сидлин.
На Фестивале Израиля сольные партии в «Реквиеме непокорных» исполнят Ира Бертман (сопрано), Браха Коль (меццо-сопрано), Йотам Коэн (тенор), Асаф Левитин (бас-баритон). Концерт состоится 31 мая в 20:00 в «Биньяней ха-Ума» в Иерусалиме.
Фото: Alex Irvine
Комментариев нет:
Отправить комментарий