понедельник, 27 февраля 2012 г.

10 великих двоечников



Уинстон Черчилль
10 âåëèêèõ äâîå÷íèêîâ (10 ôîòî + òåêñò)

Открывает нашу галерею случай классический и закоренелый. Шалопай Уинстон, старший сын аристократических родителей, испытывал неприязнь к процессу образования с самого юного возраста. В своих мемуарах он вспоминал: «Впервые образование предстало передо мной в виде зловещей фигуры гувернантки, появление которой было анонсировано заранее. К этому дню надлежало тщательно подготовиться посредством изучения книги «Чтение без слез».

Каждый день мы с моей няней в муках продирались сквозь книгу, причем я находил этот процесс не только ужасно утомительным, но и абсолютно бесполезным. Мы так и не добрались до конца, когда роковой час пробил и гувернантка появилась на пороге детской. Помнится, я сделал то, что до меня в схожих обстоятельствах делали сотни угнетенных страдальцев: ушел в бега». В девять лет образование окончательно настигло нашего героя: он был определен в частную школу св. Георга в Аскоте. Вот там упрямый мальчишка по-настоящему понял (причем не столько умом, сколько иными, менее благородными частями тела) почем фунт лиха в системе английского образования. Двоечников в Аскоте били регулярно и от души, а Уинстон стабильно находился в хвосте класса. Не то чтобы он был безнадежно туп: учителя регулярно находили его в каком-нибудь укромном уголке с книжкой не по возрасту. Однако учить уроки, работать на занятиях и вообще хоть как-то стараться Черчилль категорически отказывался. Спустя два года с начала занятий лорд Уинстон продемонстрировал практически нулевой прогресс на экзаменах, и родители забрали его домой. Впрочем, ненадолго. В тринадцать лет страдальца снова отдали в частную среднюю школу Хэрроу. К этому времени он уже кое-как научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что двойки сменились тройками. Однако Черчилля по-прежнему считали одним из самых слабых учеников: его вместе с остальными «тупицами» в классе даже отстранили от изучения латыни и древнегреческого, назначив вместо этого дополнительные занятия по родному языку. Учитывая, что двоечник Уинстон впоследствии получил Нобелевку по литературе, они, кажется, пошли на пользу.



Андрей Тарковский
Êàæäûé äåíü ìû ñ ìîåé íÿíåé â ìóêàõ ïðîäèðàëèñü ñêâîçü êíèãó, ïðè÷åì ÿ íàõîäèë ýòîò ïðîöåññ íå òîëüêî óæàñíî óòîìèòåëüíûì, íî è àáñîëþòíî áåñïîëåçíûì. Ìû òàê è íå äîáðàëèñü äî êîíöà, êîãäà ðîêîâîé ÷àñ ïðîáèë è ãóâåðíàíòêà ïîÿâèëàñü íà ïîðîãå äåòñêîé. Ïîìíèòñÿ, ÿ ñäåëàë òî, ÷òî äî ìåíÿ â ñõîæèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ äåëàëè ñîòíè óãíåòåííûõ ñòðàäàëüöåâ: óøåë â áåãà».  äåâÿòü ëåò îáðàçîâàíèå îêîí÷àòåëüíî íàñòèãëî íàøåãî ãåðîÿ: îí áûë îïðåäåëåí â ÷àñòíóþ øêîëó ñâ. Ãåîðãà â Àñêîòå. Âîò òàì óïðÿìûé ìàëü÷èøêà ïî-íàñòîÿùåìó ïîíÿë (ïðè÷åì íå ñòîëüêî óìîì, ñêîëüêî èíûìè, ìåíåå áëàãîðîäíûìè ÷àñòÿìè òåëà) ïî÷åì ôóíò ëèõà â ñèñòåìå àíãëèéñêîãî îáðàçîâàíèÿ. Äâîå÷íèêîâ â Àñêîòå áèëè ðåãóëÿðíî è îò äóøè, à Óèíñòîí ñòàáèëüíî íàõîäèëñÿ â õâîñòå êëàññà. Íå òî ÷òîáû îí áûë áåçíàäåæíî òóï: ó÷èòåëÿ ðåãóëÿðíî íàõîäèëè åãî â êàêîì-íèáóäü óêðîìíîì óãîëêå ñ êíèæêîé íå ïî âîçðàñòó. Îäíàêî ó÷èòü óðîêè, ðàáîòàòü íà çàíÿòèÿõ è âîîáùå õîòü êàê-òî ñòàðàòüñÿ ×åð÷èëëü êàòåãîðè÷åñêè îòêàçûâàëñÿ. Ñïóñòÿ äâà ãîäà ñ íà÷àëà çàíÿòèé ëîðä Óèíñòîí ïðîäåìîíñòðèðîâàë ïðàêòè÷åñêè íóëåâîé ïðîãðåññ íà ýêçàìåíàõ, è ðîäèòåëè çàáðàëè åãî äîìîé. Âïðî÷åì, íåíàäîëãî.  òðèíàäöàòü ëåò ñòðàäàëüöà ñíîâà îòäàëè â ÷àñòíóþ ñðåäíþþ øêîëó Õýððîó. Ê ýòîìó âðåìåíè îí óæå êîå-êàê íàó÷èëñÿ èìèòèðîâàòü ïðîöåññ ñäà÷è ýêçàìåíîâ, òàê ÷òî äâîéêè ñìåíèëèñü òðîéêàìè. Îäíàêî ×åð÷èëëÿ ïî-ïðåæíåìó ñ÷èòàëè îäíèì èç ñàìûõ ñëàáûõ ó÷åíèêîâ: åãî âìåñòå ñ îñòàëüíûìè «òóïèöàìè» â êëàññå äàæå îòñòðàíèëè îò èçó÷åíèÿ ëàòûíè è äðåâíåãðå÷åñêîãî, íàçíà÷èâ âìåñòî ýòîãî äîïîëíèòåëüíûå çàíÿòèÿ ïî ðîäíîìó ÿçûêó. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî äâîå÷íèê Óèíñòîí âïîñëåäñòâèè ïîëó÷èë Íîáåëåâêó ïî ëèòåðàòóðå, îíè, êàæåòñÿ, ïîøëè íà ïîëüçó. <br><br><br><br><br><br>Àíäðåé Òàðêîâñêèé<br>Àíäðåþ íå ñëèøêîì ïîâåçëî ñî øêîëüíûìè ãîäàìè: îí ïîøåë â ïåðâûé êëàññ ìîñêîâñêîé øêîëû № 554 â 1939-ì ãîäó. Íå óñïåë Òàðêîâñêèé âòÿíóòüñÿ, êàê íà÷àëàñü âîéíà, ýâàêóàöèÿ ê ðîäñòâåííèêàì â çàõîëóñòíûé Þðüåâåö, ãîëîä è ïðî÷èå óæàñû.  îáùåì, íà÷àëüíóþ øêîëó ìû ñìåëî ìîæåì âû÷åðêíóòü èç áèîãðàôèè Àíäðåÿ Àðñåíüåâè÷à è íà÷àòü ñðàçó ñ òðóäíîñòåé ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà. Ñîáñòâåííî, îíè áûëè íå ñòîëüêî ó áóäóùåãî êëàññèêà ìèðîâîãî êèíåìàòîãðàôà, ñêîëüêî ó åãî ìàòåðè, êîòîðàÿ ðàñòèëà ñûíà â îäèíî÷êó (îòåö óøåë, êîãäà Àíäðåþ áûëî ïÿòü ëåò) è ÿâíî íå ñïðàâëÿëàñü ïî äèñöèïëèíàðíîé ÷àñòè.  ñòàðøèõ êëàññàõ Òàðêîâñêèé âìåñòå ñ ýëèòîé øêîëüíûõ äâîå÷íèêîâ ñòàë ñòèëÿãîé. Ñî âñåìè ïîëîæåííûìè ïðèêëþ÷åíèÿìè îí äîñòàâàë ìîäíóþ îäåæäó è àìåðèêàíñêóþ ìóçûêó â ïîñëåâîåííîé Ìîñêâå. Çàíóäíàÿ øêîëà ñ êîíäîâîé èäåîëîãèåé â êàæäîé ôðàçå è êàæäîì ïîñòóïêå ó÷èòåëåé ðàññìàòðèâàëàñü êàê âðåìåííîå íåäîðàçóìåíèå, íàñòîÿùàÿ æèçíü íà÷èíàëàñü çà åå ñòåíàìè. «Ó ìåíÿ áûëà óäèâèòåëüíàÿ òÿãà ê óëèöå – ñî âñåì åå «ðàçëàãàþùèì», ïî âûðàæåíèþ ìàòåðè, âëèÿíèåì, ñî âñåìè âûòåêàþùèìè îòñþäà îáñòîÿòåëüñòâàìè, – âñïîìèíàë ìýòð. – Óëèöà óðàâíîâåøèâàëà ìåíÿ ïî îòíîøåíèþ ê ðàôèíèðîâàííîìó íàñëåäèþ ðîäèòåëüñêîé êóëüòóðû».  öåëîì, åñëè ïîñìîòðåòü àòòåñòàò ãåðîÿ, «ðîäèòåëüñêîé êóëüòóðû» õâàòàëî òîëüêî íà ÷åòâåðêó ïî ëèòåðàòóðå. Ïî èñòîðèè, à òàêæå ïî áîëüøèíñòâó òî÷íûõ íàóê Àíäðåé íàòÿíóë íà òðîÿê, à ïî õèìèè è ÷åð÷åíèþ â äîêóìåíòå êðàñóþòñÿ äâîéêè.  1951 ãîäó áóäóùèé ðåæèññåð èñêëþ÷èòåëüíî ïî èíåðöèè ïîñòóïèë â Ìîñêîâñêèé èíñòèòóò âîñòîêîâåäåíèÿ (âèäèìî, ïîëüçóÿñü ïîíèæåííûì èíòåðåñîì ê âîñòîêîâåäåíèþ ó ñâåðñòíèêîâ), îäíàêî óæå ÷åðåç ãîä áðîñèë ýòî áåçíàäåæíîå äåëî è çàíÿëñÿ îáîãàùåíèåì ñâîåãî æèçíåííîãî îïûòà, êîòîðûé âñåãäà ñ÷èòàë îñíîâíûì óíèâåðñèòåòîì.
Андрею не слишком повезло со школьными годами: он пошел в первый класс московской школы № 554 в 1939-м году. Не успел Тарковский втянуться, как началась война, эвакуация к родственникам в захолустный Юрьевец, голод и прочие ужасы. В общем, начальную школу мы смело можем вычеркнуть из биографии Андрея Арсеньевича и начать сразу с трудностей переходного возраста. Собственно, они были не столько у будущего классика мирового кинематографа, сколько у его матери, которая растила сына в одиночку (отец ушел, когда Андрею было пять лет) и явно не справлялась по дисциплинарной части. В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой. Со всеми положенными приключениями он доставал модную одежду и американскую музыку в послевоенной Москве. Занудная школа с кондовой идеологией в каждой фразе и каждом поступке учителей рассматривалась как временное недоразумение, настоящая жизнь начиналась за ее стенами. «У меня была удивительная тяга к улице – со всем ее «разлагающим», по выражению матери, влиянием, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами, – вспоминал мэтр. – Улица уравновешивала меня по отношению к рафинированному наследию родительской культуры». В целом, если посмотреть аттестат героя, «родительской культуры» хватало только на четверку по литературе. По истории, а также по большинству точных наук Андрей натянул на трояк, а по химии и черчению в документе красуются двойки. В 1951 году будущий режиссер исключительно по инерции поступил в Московский институт востоковедения (видимо, пользуясь пониженным интересом к востоковедению у сверстников), однако уже через год бросил это безнадежное дело и занялся обогащением своего жизненного опыта, который всегда считал основным университетом.

Владимир Маяковский

Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé<br><br>Ñîâåòñêîå ëèòåðàòóðîâåäåíèå, ÷òîáû íå ñìóùàòü ïèîíåðèþ, çàìàë÷èâàëî íåóñïåâàåìîñòü Âëàäèìèðà Âëàäèìèðîâè÷à èëè ñïèñûâàëî åå íà ðåâîëþöèîííûé ïûë… Ïûë äåéñòâèòåëüíî áûë. Îäíàêî è äâîéêè òîæå îñòàþòñÿ ôàêòîì. Âïðî÷åì, îíè íà÷àëèñü íå ñðàçó. Êàê èçâåñòíî èç àâòîáèîãðàôèè «ß ñàì», ïåðâûå òðè êëàññà Âîëîäÿ ïðîâåë «âåñü â ïÿòåðêàõ». Îí áûë ëþáîçíàòåëüíûì è áîéêèì ìàëü÷èêîì, åãî ëþáèëè ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ – â îáùåì, ïðè÷èí äëÿ àñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ àáñîëþòíî íèêàêèõ íå áûëî. À ïîòîì íàñòóïèë 1905 ãîä, è ãîðîä Êóòàèñ, ãäå ó÷èëñÿ Ìàÿêîâñêèé, îêàçàëñÿ â ýïèöåíòðå ðåâîëþöèîííûõ ñîáûòèé. Îñîáåííî ýòî êàñàëîñü ñòóäåíòîâ ìåñòíîé ãèìíàçèè, êîòîðûå ïîãîëîâíî ðâàëèñü ëîìàòü íåñïðàâåäëèâûé ñòðîé. Äåëî â îáùåì-òî îáû÷íîå äëÿ ìîëîäûõ, áóðëÿùèõ ýíåðãèåé ïîäðîñòêîâ, êîòîðûì äàé òîëüêî ÷òî-íèáóäü ïîëîìàòü. Îäèííàäöàòèëåòíèé Âîëîäÿ áëàãîäàðÿ ñâîåé áîéêîñòè è ñòàðøèì ñåñòðàì ïîïàë â ðåâîëþöèîííûé êðóæîê ñòàðøåêëàññíèêîâ, è ó÷åáà íåìåäëåííî ïîøëà ïðàõîì. Ãîðëîïàíèòü íà ñõîäêàõ áûëî ãîðàçäî èíòåðåñíåå, ÷åì çóáðèòü óðîêè. Íàïóãàííûå ó÷èòåëÿ äåëàëè «áîëüøàêàì» âñÿêèå ïîáëàæêè è äàæå ïåðåâåëè äâîå÷íèêà Ìàÿêîâñêîãî â ñëåäóþùèé êëàññ. «Ïåðåøåë â ÷åòâåðòûé òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ìíå ðàñøèáëè ãîëîâó êàìíåì (íà Ðèîíå ïîäðàëñÿ), – íà ïåðåýêçàìåíîâêàõ ïîæàëåëè», – âñïîìèíàåò îí.  îáùåì-òî äðàêà êàìíÿìè â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè õàðàêòåðèçóåò ðåâîëþöèîííóþ äåÿòåëüíîñòü áóäóùåãî ïîýòà.  1906 ãîäó íà ñåìüþ Ìàÿêîâñêèõ ñâàëèëîñü îãðîìíîå ãîðå: îò çàðàæåíèÿ êðîâè íåîæèäàííî óìåð îòåö. Äàëüøå ïîñëåäîâàë ïåðååçä â Ìîñêâó, ãäå Âîëîäÿ ïîøåë â 5-þ êëàññè÷åñêóþ ãèìíàçèþ (ñåé÷àñ øêîëà № 91). Ïî áîëüøîìó ñ÷åòó äëÿ Ìàÿêîâñêîãî ñ ïåðååçäîì íè÷åãî íå èçìåíèëîñü: ìàòü ñäàâàëà êîìíàòû ñòóäåíòàì, êîòîðûå òîãäà ïî÷òè âñå âåëè ïîäïîëüíóþ ðàáîòó. Îá óðîêàõ íå áûëî ðå÷è.  ïÿòîì êëàññå Âîëîäÿ îêîí÷àòåëüíî çàáðîñèë âñþ ýòó êàíèòåëü è óøåë èç øêîëû. Íà âñþ æèçíü îí ñîõðàíèò íåïîääåëüíîå ïðåçðåíèå ê «ñîêðîâèùàì ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû», ÷òî, âïðî÷åì, ïðèäàâàëî ñâîåîáðàçíóþ ïîäðîñòêîâóþ êàòåãîðè÷íîñòü è ñâåæåñòü ðîññèéñêîìó ôóòóðèçìó.

Советское литературоведение, чтобы не смущать пионерию, замалчивало неуспеваемость Владимира Владимировича или списывало ее на революционный пыл… Пыл действительно был. Однако и двойки тоже остаются фактом. Впрочем, они начались не сразу. Как известно из автобиографии «Я сам», первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя – в общем, причин для асоциального поведения абсолютно никаких не было. А потом наступил 1905 год, и город Кутаис, где учился Маяковский, оказался в эпицентре революционных событий. Особенно это касалось студентов местной гимназии, которые поголовно рвались ломать несправедливый строй. Дело в общем-то обычное для молодых, бурлящих энергией подростков, которым дай только что-нибудь поломать. Одиннадцатилетний Володя благодаря своей бойкости и старшим сестрам попал в революционный кружок старшеклассников, и учеба немедленно пошла прахом. Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс. «Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался), – на переэкзаменовках пожалели», – вспоминает он. В общем-то драка камнями в достаточной степени характеризует революционную деятельность будущего поэта. В 1906 году на семью Маяковских свалилось огромное горе: от заражения крови неожиданно умер отец. Дальше последовал переезд в Москву, где Володя пошел в 5-ю классическую гимназию (сейчас школа № 91). По большому счету для Маяковского с переездом ничего не изменилось: мать сдавала комнаты студентам, которые тогда почти все вели подпольную работу. Об уроках не было речи. В пятом классе Володя окончательно забросил всю эту канитель и ушел из школы. На всю жизнь он сохранит неподдельное презрение к «сокровищам человеческой культуры», что, впрочем, придавало своеобразную подростковую категоричность и свежесть российскому футуризму.

Оноре де Бальзак

Îíîðå äå Áàëüçàê<br><br>Ñîãëàñíî áèîãðàôàì è ñîáñòâåííûì âîñïîìèíàíèÿì ïèñàòåëÿ, ãëàâíîé ïðîáëåìîé â äåòñòâå ìàëåíüêîãî Îíîðå áûëà íåëþáîâü ìàòåðè. Ìàäàì Áàëüçàê (þíàÿ ïàðèæàíêà, êîòîðàÿ âûøëà çàìóæ çà áîãàòîãî ñòàðèêà ïî ðàñ÷åòó) áîäðî âçÿëàñü âûõàæèâàòü ïåðâîãî ðåáåíêà ñàìà – è îí ïðîæèë ÷óòü áîëüøå ìåñÿöà. Òàê ÷òî âòîðîãî, êîòîðîãî íàçâàëè Îíîðå, áåç ðàçãîâîðîâ òóò æå îòäàëè êîðìèëèöå. Ñ òåõ ïîð ìàëûø ôàêòè÷åñêè íå âèäåë ìàòåðè, îñîáåííî ïîñëå òîãî, êàê ó íåå ðîäèëîñü åùå äâîå ëþáèìûõ äåòåé, ïðèíàäëåæàâøèõ, ïî ñëóõàì, âîâñå íå ñòàðèêó Áàëüçàêó. Èç óþòíîãî äåðåâåíñêîãî äîìèêà êîðìèëèöû ìàëü÷èê ñðàçó æå ïåðåêî÷åâàë â Âàíäîìñêèé êîëëåäæ-èíòåðíàò, ãäå çàïðàâëÿëè ñâÿòûå îòöû. Ýòî áûëà ïîìåñü òþðüìû è ìîíàñòûðÿ, îòêóäà âîñïèòàííèêîâ íå çàáèðàëè äàæå íà êàíèêóëû, ÷òî ñ÷èòàëîñü ÷ðåçâû÷àéíî äóøåñïàñèòåëüíûì è ïîëåçíûì äëÿ þíîøåñòâà.<br><br>Îáèæåííûé íà âåñü ìèð Îíîðå ðåøèë, ÷òî õóæå óæå íå áóäåò, è ñ ãîëîâîé ïîãðóçèëñÿ â ñâîé âíóòðåííèé ìèð, íà÷èñòî èãíîðèðóÿ âíåøíèå ðàçäðàæèòåëè. Íà óðîêàõ îí ñ îòñóòñòâóþùèì âèäîì ñèäåë è ñìîòðåë â îêíî, ìû÷à ÷òî-òî íåâðàçóìèòåëüíîå, åñëè åãî ñïðàøèâàëè. Ðàçäðàæèòåëè, åñòåñòâåííî, ðàçäðàæàëèñü âñå áîëüøå è ðåãóëÿðíî îòïðàâëÿëè «ëåíòÿÿ è òóïèöó» â «àëüêîâ», ïîïðîñòó – â õîëîäíûé ÷óëàí ïîä ëåñòíèöåé, ãäå âîñïèòàííèêàì íàäëåæàëî îòáûâàòü íàêàçàíèå.  êàðöåðå ìàëåíüêèé Áàëüçàê ïðåñïîêîéíî äîñòàâàë èç-çà ïàçóõè êíèæêó è óñàæèâàëñÿ ÷èòàòü. Âñêîðå îí äàæå ïîëþáèë «àëüêîâ» çà âîçìîæíîñòü ïîñèäåòü â òèøèíå è ñïîêîéñòâèè. Íåçàìåòíî ïðîëåòåëî ñåìü ëåò, â òå÷åíèå êîòîðûõ Áàëüçàê ïåðåáèâàëñÿ ñ äâîåê íà òðîéêè, ïîëó÷àë ãðîçíûå ïèñüìà îòöà è ÷èòàë çàïîåì â ÷óëàíå.  êîíöå êîíöîâ ïðîäîëæèòåëüíîå ñèäåíèå íà õîëîäíîì ïîëó äîâîëüíî ñåðüåçíî ïîäîðâàëî çäîðîâüå ìàëü÷èêà: îí ñèëüíî ïîõóäåë, ñòàë ñîâñåì âÿëûì è îäíàæäû ïîñëå äîëãîé áîëåçíè ÷óòü íå «âïàë â êîìó», êàê íàïèñàëè åãî ðîäèòåëÿì ìîíàõè. Ïðèøëîñü Áàëüçàêàì âñå-òàêè çàáðàòü þíîãî íàñëåäíèêà äîìîé. Âïîñëåäñòâèè îí ïîñåòèë åùå äâà ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿ, íèãäå íå âûäåëÿÿñü îñîáåííûìè óñïåõàìè.  êàêîé-òî ìîìåíò îòåö ìàõíóë íà ñûíà ðóêîé è ïðåäîñòàâèë åìó ñàìîñòîÿòåëüíî óñòðàèâàòü ñâîþ ñóäüáó, ÷òî, êàê ìû çíàåì, áûëî íà ðåäêîñòü ïðîçîðëèâûì øàãîì.

Согласно биографам и собственным воспоминаниям писателя, главной проблемой в детстве маленького Оноре была нелюбовь матери. Мадам Бальзак (юная парижанка, которая вышла замуж за богатого старика по расчету) бодро взялась выхаживать первого ребенка сама – и он прожил чуть больше месяца. Так что второго, которого назвали Оноре, без разговоров тут же отдали кормилице. С тех пор малыш фактически не видел матери, особенно после того, как у нее родилось еще двое любимых детей, принадлежавших, по слухам, вовсе не старику Бальзаку. Из уютного деревенского домика кормилицы мальчик сразу же перекочевал в Вандомский колледж-интернат, где заправляли святые отцы. Это была помесь тюрьмы и монастыря, откуда воспитанников не забирали даже на каникулы, что считалось чрезвычайно душеспасительным и полезным для юношества.

Обиженный на весь мир Оноре решил, что хуже уже не будет, и с головой погрузился в свой внутренний мир, начисто игнорируя внешние раздражители. На уроках он с отсутствующим видом сидел и смотрел в окно, мыча что-то невразумительное, если его спрашивали. Раздражители, естественно, раздражались все больше и регулярно отправляли «лентяя и тупицу» в «альков», попросту – в холодный чулан под лестницей, где воспитанникам надлежало отбывать наказание. В карцере маленький Бальзак преспокойно доставал из-за пазухи книжку и усаживался читать. Вскоре он даже полюбил «альков» за возможность посидеть в тишине и спокойствии. Незаметно пролетело семь лет, в течение которых Бальзак перебивался с двоек на тройки, получал грозные письма отца и читал запоем в чулане. В конце концов продолжительное сидение на холодном полу довольно серьезно подорвало здоровье мальчика: он сильно похудел, стал совсем вялым и однажды после долгой болезни чуть не «впал в кому», как написали его родителям монахи. Пришлось Бальзакам все-таки забрать юного наследника домой. Впоследствии он посетил еще два учебных заведения, нигде не выделяясь особенными успехами. В какой-то момент отец махнул на сына рукой и предоставил ему самостоятельно устраивать свою судьбу, что, как мы знаем, было на редкость прозорливым шагом.

Ричард Брэнсон
Ðè÷àðä Áðýíñîí<br><br>Ìû ðåøèëè, ÷òî ýòîò ñïèñîê áóäåò íåïîëíûì áåç êàêîãî-íèáóäü ôèíàíñîâîãî ãåíèÿ. Ìóëüòèìèëëèîíåð Ðè÷àðä Áðýíñîí, îñíîâàòåëü êîðïîðàöèè Virgin Group è ÷àñòíîãî êîñìè÷åñêîãî òóðèçìà, ïðîõîäèò êàê ðàç ïî ýòîé ÷àñòè. Íà óðîêàõ áóäóùèé ôèíàíñîâûé ìàãíàò íå ìîã ñâÿçàòü äâóõ ñëîâ – ìû÷àë, çàèêàëñÿ è îò÷àÿííî êðàñíåë âñÿêèé ðàç, êàê åãî âûçûâàëè ê äîñêå. Âïîñëåäñòâèè Áðýíñîí óñòàíîâèë, ÷òî âñå äåòñòâî ñòðàäàë äèñëåêñèåé, òî åñòü íåâðîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåííîé íåñïîñîáíîñòüþ ðàñïîçíàâàòü ïèñüìåííóþ ðå÷ü, êîòîðóþ âî âçðîñëîì âîçðàñòå ïðåîäîëåë.  äåòñòâå Ðè÷àðäà ïðî òàêóþ ýêçîòè÷åñêóþ áîëåçíü íèêòî è ñëûõîì íå ñëûõèâàë, ïîýòîìó áóäóùåãî ïî÷åòíîãî ðûöàðÿ Âåëèêîáðèòàíèè ïîïðîñòó ñ÷èòàëè äåáèëîì.

Мы решили, что этот список будет неполным без какого-нибудь финансового гения. Мультимиллионер Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group и частного космического туризма, проходит как раз по этой части. На уроках будущий финансовый магнат не мог связать двух слов – мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, как его вызывали к доске. Впоследствии Брэнсон установил, что все детство страдал дислексией, то есть неврологически обусловленной неспособностью распознавать письменную речь, которую во взрослом возрасте преодолел. В детстве Ричарда про такую экзотическую болезнь никто и слыхом не слыхивал, поэтому будущего почетного рыцаря Великобритании попросту считали дебилом.

Константин Циолковский
Êîíñòàíòèí Öèîëêîâñêèé<br><br>Áóäåì îòêðîâåííû: îñíîâíîé ïðè÷èíîé, ïî êîòîðîé îòåö êîñìîíàâòèêè ïîïàë â íàø ñêîðáíûé ñïèñîê, ÿâëÿåòñÿ åãî òóãîóõîñòü – ïîñëåäñòâèå ñêàðëàòèíû, ïåðåíåñåííîé â äåñÿòèëåòíåì âîçðàñòå. Ìàëü÷èê, âîñïðèíèìàâøèé òîëüêî îáðûâêè ôðàç ó÷èòåëÿ, áûë îáðå÷åí íà õðîíè÷åñêóþ íåóñïåâàåìîñòü. Âïðî÷åì, ýòî íå îòìåíÿåò òîò ôàêò, ÷òî Êîñòÿ áûë ñîâñåì íå ïðî÷ü ïîõóëèãàíèòü àáñîëþòíî íà ðàâíûõ ñ îñòàëüíûìè ó÷àùèìèñÿ Âÿòñêîé ìóæñêîé ãèìíàçèè, çà ÷òî äàæå ïîïàäàë â êàðöåð. Âî âòîðîì êëàññå 13-ëåòíèé ãèìíàçèñò îñòàëñÿ íà âòîðîé ãîä. Èç òðåòüåãî áûë èñêëþ÷åí çà íåóñïåâàåìîñòü. Îí áîëüøå íèãäå è íèêîãäà íå ó÷èëñÿ, îäíàêî ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ íå ñìîãëà îòäåëàòüñÿ îò Öèîëêîâñêîãî òàê ëåãêî: ÷åðåç øåñòü ëåò îí óñïåøíî ñäàë ýêçàìåíû íà çâàíèå ó÷èòåëÿ è ïîëó÷èë îôèöèàëüíîå íàïðàâëåíèå îò Ìèíèñòåðñòâà ïðîñâåùåíèÿ.

Будем откровенны: основной причиной, по которой отец космонавтики попал в наш скорбный список, является его тугоухость – последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте. Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость. Впрочем, это не отменяет тот факт, что Костя был совсем не прочь похулиганить абсолютно на равных с остальными учащимися Вятской мужской гимназии, за что даже попадал в карцер. Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость. Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.

Томас Эдисон
Òîìàñ Ýäèñîí<br><br>Äåòñòâî Òîìà ìîæíî íàçâàòü âïîëíå ñ÷àñòëèâûì: îí áûë ìëàäøèì è ëþáèìûì ñûíîì ðàçíîðàáî÷åãî è áûâøåé øêîëüíîé ó÷èòåëüíèöû, îáëàäàâøåé áåçìåðíûì ïðîôåññèîíàëüíûì òåðïåíèåì. Ïîýòîìó ìàëü÷èêó ðàçðåøàëè âîðîøèòü øìåëèíûå ãíåçäà è âîðîâàòü ïòè÷üè ÿéöà â ñâîå óäîâîëüñòâèå âïëîòü äî 1854 ãîäà, êîãäà åìó èñïîëíèëîñü ñåìü ëåò è åãî ðåøåíî áûëî îòäàòü â øêîëó. Îäíàæäû ñ óòðà ìàëü÷èêà íàðÿäèëè â ÷èñòåíüêèé êîñòþì÷èê, âçÿëè çà ðóêó è îòâåëè â çàâåäåíèå íåêîåãî Ðåâåðåíäà Äæ. Á. Èíãëà, êîòîðîå çíà÷èëîñü åäèíñòâåííîé øêîëîé ãîðîäà. Äæ. Á. Èíãë ïðàêòèêîâàë âåñüìà ïðîñòîé ñïîñîá îáó÷åíèÿ þíîøåñòâà: îí çàñòàâëÿë ñâîèõ âîñïèòàííèêîâ çàó÷èâàòü íàèçóñòü äëèííûå êóñêè òåêñòà è íåùàäíî áèë èõ ïî ïàëüöàì ëèíåéêîé çà îøèáêè è ïðîñòî òàê, äëÿ ïðîôèëàêòèêè. Òîìàñ ïî÷óÿë ïîäâîõ ñ ñàìîãî íà÷àëà: óæå íà âòîðîé äåíü îí ñêàçàë, ÷òî â øêîëå åìó íå íðàâèòñÿ. Îòåö â îòâåò íà ýòî ïðîèçâåë óáåäèòåëüíîå âíóøåíèå (ýôôåêò êîòîðîãî, âïðî÷åì, áûë íåñêîëüêî íàðóøåí âìåøàòåëüñòâîì ñåðäîáîëüíîé ìàòåðè), îäíàêî îíî íå ïîìîãëî. Ê êîíöó ïåðâîãî ìåñÿöà Òîìàñ ñòàë êðóãëûì äâîå÷íèêîì. À ÷åðåç òðè ìåñÿöà, êàê ðàç ïîä Ðîæäåñòâî, ìàëü÷èê ïðèøåë èç øêîëû â ñëåçàõ: «Ìèñòåð Èíãë íàçâàë ìåíÿ äåáèëîì, – ñêàçàë îí ìàòåðè, – è âûçûâàåò ðîäèòåëåé â øêîëó». Òóò ñëåäóåò âîçäàòü õâàëó ïðîôåññèîíàëüíîìó ÷óòüþ ìèññèñ Ýäèñîí, êîòîðàÿ íè÷åãî íå ñêàçàëà îòöó, à îòïðàâèëàñü ðàçáèðàòüñÿ ñàìà. Ìèñòåð Èíãë ñ ïîðîãà îáúÿâèë, ÷òî åå ñûí «ñîâåðøåííî íåñïîñîáåí ê îáó÷åíèþ ïî ïðè÷èíå óìñòâåííîé îòñòàëîñòè». «Ëó÷øåå, ÷òî âû ìîæåòå ñäåëàòü, – ýòî çàáðàòü åãî äîìîé», – ðåçþìèðîâàë îí. Ìèññèñ Ýäèñîí òàê è ïîñòóïèëà. Áîëüøå åå ñûí íèêîãäà íå ïåðåñòóïàë ïîðîãà îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ çàâåäåíèé. Âñå ñâîè çíàíèÿ îñíîâàòåëü General Electric ïîëó÷èë äîìà. Ìàòü íàó÷èëà åãî ÷èòàòü (ïðàâäà, íå ïèñàòü – ñ ýòèì ó Òîìàñà áûëè ïðîáëåìû âñþ æèçíü), è âñêîðå îáðàçîâàíèå ïîøëî âïåðåä ñåìèìèëüíûìè øàãàìè.  êîíå÷íîì èòîãå «äåáèë» ñòàë ìèëëèîíåðîì è îäíèì èç ñàìûõ ïëîäîâèòûõ èçîáðåòàòåëåé â àìåðèêàíñêîé èñòîðèè.

Детство Тома можно назвать вполне счастливым: он был младшим и любимым сыном разнорабочего и бывшей школьной учительницы, обладавшей безмерным профессиональным терпением. Поэтому мальчику разрешали ворошить шмелиные гнезда и воровать птичьи яйца в свое удовольствие вплоть до 1854 года, когда ему исполнилось семь лет и его решено было отдать в школу. Однажды с утра мальчика нарядили в чистенький костюмчик, взяли за руку и отвели в заведение некоего Реверенда Дж. Б. Ингла, которое значилось единственной школой города. Дж. Б. Ингл практиковал весьма простой способ обучения юношества: он заставлял своих воспитанников заучивать наизусть длинные куски текста и нещадно бил их по пальцам линейкой за ошибки и просто так, для профилактики. Томас почуял подвох с самого начала: уже на второй день он сказал, что в школе ему не нравится. Отец в ответ на это произвел убедительное внушение (эффект которого, впрочем, был несколько нарушен вмешательством сердобольной матери), однако оно не помогло. К концу первого месяца Томас стал круглым двоечником. А через три месяца, как раз под Рождество, мальчик пришел из школы в слезах: «Мистер Ингл назвал меня дебилом, – сказал он матери, – и вызывает родителей в школу». Тут следует воздать хвалу профессиональному чутью миссис Эдисон, которая ничего не сказала отцу, а отправилась разбираться сама. Мистер Ингл с порога объявил, что ее сын «совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости». «Лучшее, что вы можете сделать, – это забрать его домой», – резюмировал он. Миссис Эдисон так и поступила. Больше ее сын никогда не переступал порога общеобразовательных заведений. Все свои знания основатель General Electric получил дома. Мать научила его читать (правда, не писать – с этим у Томаса были проблемы всю жизнь), и вскоре образование пошло вперед семимильными шагами. В конечном итоге «дебил» стал миллионером и одним из самых плодовитых изобретателей в американской истории.

Иосиф Бродский
Èîñèô Áðîäñêèé<br><br>Âîò óæ êòî áûë äâîå÷íèêîì çàÿäëûì è, ìîæíî ñêàçàòü, ìàòåðûì, òàê ýòî Èîñèô Àëåêñàíäðîâè÷.  íåì áóäòî áû âñïûõíóë òàéíûé ïðîòåñò òûñÿ÷ íåñ÷àñòíûõ åâðåéñêèõ ìàëü÷èêîâ, áåçìîëâíî êîðïåâøèõ íàä ñîëüôåäæèî. Èîñèô ó÷åíèå â ñîâåòñêîé øêîëå ïðåçèðàë. Ïðè÷åì àêòèâíî. Îí íå áûë çàòîðìîæåííûì ìå÷òàòåëåì, ñêðûâàâøèìñÿ íà ïîñëåäíåé ïàðòå, – îí áûë çàäèðîé è õóëèãàíîì, êîòîðûé îòêàçûâàëñÿ îòâå÷àòü íà óðîêàõ ñ òàêèì ÿâíî âûðàæåííûì ñíèñõîæäåíèåì ê ó÷èòåëÿì, ÷òî òå åãî òåðïåòü íå ìîãëè. «Ïî ñâîåìó õàðàêòåðó – óïðÿìûé, íàñòîé÷èâûé, ëåíèâûé. Ãðóáûé. Ìåøàåò ïðîâåäåíèþ óðîêîâ, øàëèò. Äîìàøíèå çàäàíèÿ ïèñüìåííûå âûïîëíÿåò î÷åíü ïëîõî, à òî è ñîâñåì íå âûïîëíÿåò. Òåòðàäè èìååò íåðÿøëèâûå, ãðÿçíûå, ñ íàäïèñÿìè è ðèñóíêàìè», – ïèñàë êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü Èîñèôà ïðè ïåðåâîäå åãî â ïÿòûé êëàññ. È ýòî áûëî òîëüêî íà÷àëî.  øåñòîì êëàññå Áðîäñêèé íà÷àë ïðîñòî óõîäèòü ñ óðîêîâ. Îí áðîäèë ïî óëèöàì, è «ôàñàäû ëåíèíãðàäñêèõ äîìîâ ðàññêàçûâàëè î åãèïòÿíàõ, ãðåêàõ è ðèìëÿíàõ áîëüøå, ÷åì ëþáûå ó÷åáíèêè». Äîìà åãî ðóãàëè, îñîáåííî îòåö. Îäíàêî ÷åëîâåê, êîòîðûé âåðíóëñÿ ñ ôðîíòà, òîëüêî êîãäà ñûíó èñïîëíèëîñü âîñåìü ëåò, èìåë íà íåãî î÷åíü ìàëî âëèÿíèÿ. Çà ãîäû áåçîòöîâùèíû ìàëåíüêèé Èîñèô ïðèâûê íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà ñâîè ïîñòóïêè.  ñåäüìîì êëàññå (1954 ãîä) Èîñèô ïîëó÷èë ÷åòûðå ãîäîâûå äâîéêè – ïî ôèçèêå, õèìèè, ìàòåìàòèêå è àíãëèéñêîìó. Îí îñòàëñÿ íà âòîðîé ãîä, à â íîÿáðå 1955-ãî è âîâñå áðîñèë øêîëó. Ôîðìàëüíî Èîñèô ïîñòóïèë ó÷åíèêîì ôðåçåðîâùèêà íà çàâîä «Àðñåíàë». Íà ïðàêòèêå – íà÷àë áóðíóþ, âîñõèòèòåëüíóþ æèçíü òóíåÿäöà è àíòèñîâåò÷èêà, êîòîðàÿ ñäåëàëà åãî öèíèêîì, êîñìîïîëèòîì è âåëèêèì ïîýòîì. Êñòàòè, íîáåëåâñêèì ëàóðåàòîì ïî ëèòåðàòóðå.
 
Вот уж кто был двоечником заядлым и, можно сказать, матерым, так это Иосиф Александрович. В нем будто бы вспыхнул тайный протест тысяч несчастных еврейских мальчиков, безмолвно корпевших над сольфеджио. Иосиф учение в советской школе презирал. Причем активно. Он не был заторможенным мечтателем, скрывавшимся на последней парте, – он был задирой и хулиганом, который отказывался отвечать на уроках с таким явно выраженным снисхождением к учителям, что те его терпеть не могли. «По своему характеру – упрямый, настойчивый, ленивый. Грубый. Мешает проведению уроков, шалит. Домашние задания письменные выполняет очень плохо, а то и совсем не выполняет. Тетради имеет неряшливые, грязные, с надписями и рисунками», – писал классный руководитель Иосифа при переводе его в пятый класс. И это было только начало. В шестом классе Бродский начал просто уходить с уроков. Он бродил по улицам, и «фасады ленинградских домов рассказывали о египтянах, греках и римлянах больше, чем любые учебники». Дома его ругали, особенно отец. Однако человек, который вернулся с фронта, только когда сыну исполнилось восемь лет, имел на него очень мало влияния. За годы безотцовщины маленький Иосиф привык нести ответственность за свои поступки. В седьмом классе (1954 год) Иосиф получил четыре годовые двойки – по физике, химии, математике и английскому. Он остался на второй год, а в ноябре 1955-го и вовсе бросил школу. Формально Иосиф поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». На практике – начал бурную, восхитительную жизнь тунеядца и антисоветчика, которая сделала его циником, космополитом и великим поэтом. Кстати, нобелевским лауреатом по литературе.

Антон Чехов
Àíòîí ×åõîâ<br><br>Äà, èíòåëëèãåíòíåéøèé èç ðóññêèõ ïèñàòåëåé òîæå íà÷èíàë, îòêðîâåííî ãîâîðÿ, íå àõòè. Òóò âðîäå áû âèíîâàò áûë îòåö. ×åõîâ-ñòàðøèé äåðæàë â Òàãàíðîãå ìåëêóþ ëàâ÷îíêó êîëîíèàëüíûõ òîâàðîâ, ãäå âïåðåìåøêó íà ïîëêàõ ëåæàëè ÷àé, êîíôåòû, ìûëî, ñåëåäêà, êåðîñèí è äàæå íåâåðîÿòíûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà – âðîäå ñìåñè ðòóòè, àçîòíîé êèñëîòû, íåôòè, ñòðèõíèíà è òðóäíîîïðåäåëèìîãî ìóñîðà, íàçûâàâøåéñÿ ïî÷åìó-òî «ãíåçäîì» (äîêòîð ×åõîâ âïîñëåäñòâèè îòäàâàë äàíü âîñõèùåíèÿ êðåïîñòè ðóññêèõ æåëóäêîâ â ñâÿçè ñ ýòèì ñàìûì «ãíåçäîì»). Òàêæå â ëàâêå ïðîöâåòàëà ðàñïèâî÷íàÿ. È âîò áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåãî äåòñòâà Àíòîøà îáÿçàí áûë ïðîâîäèòü çà êîíòîðêîé â ýòîì àäó è ñëåäèòü, ÷òîáû ïðîäàâöû ÷åãî-íèáóäü íå óêðàëè. Ïîäðàçóìåâàëîñü, ÷òî â ýòî âðåìÿ þíûé ãèìíàçèñò áóäåò äåëàòü óðîêè. Îäíàêî â æóòêîì õîëîäå, îò êîòîðîãî êî÷åíåëè ïàëüöû, ñðåäè ñåëåäêè è ìàòåðíûõ øóòî÷åê çàâñåãäàòàåâ åìó îá óðîêàõ, êîíå÷íî, äóìàëîñü â ïîñëåäíþþ î÷åðåäü. Ìàëåíüêèé ×åõîâ ïðîñòî ñèäåë â ïîëóñíå (ëàâêà îòêðûâàëàñü â ïÿòü óòðà) è æäàë, êîãäà æå îòåö ñîáëàãîâîëèò âåðíóòüñÿ è ïðåêðàòèòñÿ óíûëàÿ âàõòà. Êîíå÷íî, êîãäà ðåáåíêà âñå-òàêè îòïóñêàëè, îí áåæàë íå çàíèìàòüñÿ, à êóïàòüñÿ ëèáî êàòàòüñÿ íà ñàíêàõ – ñìîòðÿ ïî ñåçîíó.  èòîãå â øêîëå Àíòîøà îòíþäü íå áëèñòàë. Åãî äàæå äâàæäû îñòàâëÿëè íà âòîðîé ãîä: â òðåòüåì êëàññå èç-çà äâîåê ïî ãåîãðàôèè è àðèôìåòèêå, à â ïÿòîì – èç-çà ãðå÷åñêîãî ÿçûêà. Ïî ðóññêîé ñëîâåñíîñòè, ÷òî ñàìîå óäèâèòåëüíîå, áóäóùèé ïèñàòåëü òîæå íèêîãäà íå ïîëó÷àë áîëüøå ÷åòâåðêè, à ÷àùå âñåãî â åãî òåòðàäÿõ êðàñîâàëñÿ ñíèñõîäèòåëüíûé òðîÿê. È òîëüêî â ñòàðøèõ êëàññàõ ñòðàäàëüöó ïîâåçëî: îòåö îêîí÷àòåëüíî ðàçîðèëñÿ è ñåìüÿ ïåðååõàëà â Ìîñêâó, ãäå ×åõîâ ïîñòóïèë â ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò, ñòàë ïèñàòü ðàññêàçû è ïðÿìî-òàêè íà÷àë íîâóþ æèçíü.

Да, интеллигентнейший из русских писателей тоже начинал, откровенно говоря, не ахти. Тут вроде бы виноват был отец. Чехов-старший держал в Таганроге мелкую лавчонку колониальных товаров, где вперемешку на полках лежали чай, конфеты, мыло, селедка, керосин и даже невероятные лекарственные средства – вроде смеси ртути, азотной кислоты, нефти, стрихнина и трудноопределимого мусора, называвшейся почему-то «гнездом» (доктор Чехов впоследствии отдавал дань восхищения крепости русских желудков в связи с этим самым «гнездом»). Также в лавке процветала распивочная. И вот большую часть своего детства Антоша обязан был проводить за конторкой в этом аду и следить, чтобы продавцы чего-нибудь не украли. Подразумевалось, что в это время юный гимназист будет делать уроки. Однако в жутком холоде, от которого коченели пальцы, среди селедки и матерных шуточек завсегдатаев ему об уроках, конечно, думалось в последнюю очередь. Маленький Чехов просто сидел в полусне (лавка открывалась в пять утра) и ждал, когда же отец соблаговолит вернуться и прекратится унылая вахта. Конечно, когда ребенка все-таки отпускали, он бежал не заниматься, а купаться либо кататься на санках – смотря по сезону. В итоге в школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности, что самое удивительное, будущий писатель тоже никогда не получал больше четверки, а чаще всего в его тетрадях красовался снисходительный трояк. И только в старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

Лев Толстой
Ëåâ Òîëñòîé<br><br>Íà÷àëî áèîãðàôèè ãèãàíòà ðóññêîé ìûñëè áûëî äîâîëüíî ñóìáóðíûì. Ìàòü óìåðëà, êîãäà åìó íå áûëî è äâóõ ëåò, â äåâÿòü ëåò çà íåé ïîñëåäîâàë îòåö. Âñå ýòî âðåìÿ äåòè êî÷åâàëè ïî ðàçíûì ðîäñòâåííèêàì, êîòîðûå íå ñìåëè îáèæàòü íåñ÷àñòíûõ ñèðîòîê è ñïóñêàëè èì ñ ðóê áîëüøå, ÷åì ñëåäîâàëî áû. Îáó÷åíèå âïëîòü äî 16 ëåò áûëî èñêëþ÷èòåëüíî äîìàøíèì. Àâòîáèîãðàôè÷åñêîå «Îòðî÷åñòâî» (â êîòîðîì, ìåæäó ïðî÷èì, åñòü ãëàâà ïîä íàçâàíèåì «Åäèíèöà») äàåò äîâîëüíî ïîëíîå ïðåäñòàâëåíèå îá óñïåõàõ þíîãî ãðàôà íà ýòîì ïîïðèùå. Îí áûë ñëèøêîì ãîðä, ÷òîáû âîñïðèíèìàòü íåäàëåêèõ ïðèæèâàëîâ-ó÷èòåëåé âñåðüåç, à ïîòîìó ó÷èëñÿ áåç ìàëåéøåãî ñòàðàíèÿ.  êîíöå êîíöîâ äåòè ïåðååõàëè ê î÷åðåäíîé îïåêóíøå â Êàçàíü, è ìàëü÷èêîâ îäíîãî çà äðóãèì óñòðîèëè â Èìïåðàòîðñêèé Êàçàíñêèé óíèâåðñèòåò.  ñëó÷àå ñî Ëüâîì ýòî áûëî áëàãîðîäíîå, îäíàêî âïîëíå áåñïîëåçíîå íà÷èíàíèå. Íîâàÿ îïåêóíøà Òîëñòûõ, ãðàôèíÿ Ï. È. Þøêîâà, æåíùèíà âçäîðíàÿ è ãëóïàÿ, â êà÷åñòâå âîñïèòàòåëüíîé ìåðû äëÿ ñâîåãî ïëåìÿííèêà-ïîäðîñòêà íå æåëàëà «íè÷åãî ëó÷øå, êàê àðèñòîêðàòè÷åñêîé ñâÿçè ñî âçðîñëîé, äîñòîéíîé æåíùèíîé».  åå äîìå áûë çàâåäåí âåñåëûé ñàëîí, ãäå ó þíîãî Òîëñòîãî (íå áóäü îí òàêèì íåóêëþæèì) áûëè âñå øàíñû ïîñëåäîâàòü ñîâåòó òåòóøêè.  îáùåì, òóò áûëî íå äî ó÷åáû. Íà ïåðâîì êóðñå Ëüâà Íèêîëàåâè÷à îñòàâèëè íà âòîðîé ãîä èç-çà íåóäîâëåòâîðèòåëüíûõ îöåíîê ïî ðîññèéñêîé èñòîðèè è íåìåöêîìó. Íà âòîðîì êóðñå îí ñòàë èçâåñòåí âñåìó ãîðîäó êàê áëåñòÿùèé èñïîëíèòåëü âîäåâèëüíûõ ïîñòàíîâîê è æèâûõ êàðòèí â èíñòèòóòå áëàãîðîäíûõ äåâèö Å. Ä. Çàãîñêèíîé, ÷òî, âïðî÷åì, òîëüêî óñóãóáèëî ïðîáëåìû â óíèâåðñèòåòå. Äî òðåòüåãî êóðñà äåëî íå äîøëî: âî âðåìÿ ëåòíåãî ïåðåðûâà ñòóäåíò óåõàë â ðîäîâîå ïîìåñòüå, ãäå, ïî åãî ñîáñòâåííûì âîñïîìèíàíèÿì, «ñòàë ÷èòàòü Ìîíòåñêüå»: «...ýòî ÷òåíèå îòêðûëî ìíå áåñêîíå÷íûå ãîðèçîíòû; ÿ ñòàë ÷èòàòü Ðóññî è áðîñèë óíèâåðñèòåò – èìåííî ïîòîìó, ÷òî çàõîòåë çàíèìàòüñÿ». Ãðàô ðåøèë óãëóáèòüñÿ â êíèãè è ñäàòü ýêçàìåíû íà êàíäèäàòà ïðàâ ýêñòåðíîì. Âïðî÷åì, ÷òåíèå Ìîíòåñêüå ùåäðî ïåðåìåæàëîñü îõîòîé è âåñåëûìè êóòåæàìè ñ òîâàðèùàìè.  èòîãå Òîëñòîìó òàê è íå óäàëîñü ïîëó÷èòü õîòü êàêîé-òî ôîðìàëüíûé äèïëîì, çàòî â òîò ïåðèîä æèçíè îí íàäåëàë äîëãîâ, ñ êîòîðûìè ñìîã ðàñïëàòèòüñÿ ëèøü â çðåëîì âîçðàñòå.

Начало биографии гиганта русской мысли было довольно сумбурным. Мать умерла, когда ему не было и двух лет, в девять лет за ней последовал отец. Все это время дети кочевали по разным родственникам, которые не смели обижать несчастных сироток и спускали им с рук больше, чем следовало бы. Обучение вплоть до 16 лет было исключительно домашним. Автобиографическое «Отрочество» (в котором, между прочим, есть глава под названием «Единица») дает довольно полное представление об успехах юного графа на этом поприще. Он был слишком горд, чтобы воспринимать недалеких приживалов-учителей всерьез, а потому учился без малейшего старания. В конце концов дети переехали к очередной опекунше в Казань, и мальчиков одного за другим устроили в Императорский Казанский университет. В случае со Львом это было благородное, однако вполне бесполезное начинание. Новая опекунша Толстых, графиня П. И. Юшкова, женщина вздорная и глупая, в качестве воспитательной меры для своего племянника-подростка не желала «ничего лучше, как аристократической связи со взрослой, достойной женщиной». В ее доме был заведен веселый салон, где у юного Толстого (не будь он таким неуклюжим) были все шансы последовать совету тетушки. В общем, тут было не до учебы. На первом курсе Льва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. На втором курсе он стал известен всему городу как блестящий исполнитель водевильных постановок и живых картин в институте благородных девиц Е. Д. Загоскиной, что, впрочем, только усугубило проблемы в университете. До третьего курса дело не дошло: во время летнего перерыва студент уехал в родовое поместье, где, по его собственным воспоминаниям, «стал читать Монтескье»: «...это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет – именно потому, что захотел заниматься». Граф решил углубиться в книги и сдать экзамены на кандидата прав экстерном. Впрочем, чтение Монтескье щедро перемежалось охотой и веселыми кутежами с товарищами. В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный диплом, зато в тот период жизни он наделал долгов, с которыми смог расплатиться лишь в зрелом возрасте.

Взято с - http://subscribe.ru/group/zhizn-prozhit-ne-pole-perejti/1621050/

Комментариев нет:

Отправить комментарий